Уважаемые студенты!

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Особенности поиска работы

Для того чтобы организовать поиск работы, необходимо ответить на два вопроса:

  1. Готовы ли вы психологически к поиску работы?
  2. Какие пути и способы поиска работы существуют?

Психологическая подготовка. Приступая к поиску работы, начните с психологической подготовки:

  • Вы должны быть уверены, что действительно хотите начать трудовую деятельность по приобретенной специальности;
  • Решите, где бы вы хотели работать;
  • Ведите широкий поиск, используя все доступные вам методы поиска. Чем шире раскинуты ваши сети, тем более вероятен успех!

Пути поиска работы

Существует два разных пути поиска работы:

  1. Пассивный (т.е. нейтральный), при котором вы ориентируетесь на вакансии, размещенные в газетах, журналах, информационных стендах и т.п. При этом важно помнить, что, несмотря на некоторые расхождения в оценках, многие специалисты считают, что часть вакансий по различным причинам не публикуется в СМИ (от 30% до 60% от публикуемых).
  2. Активный, когда вы, наряду с использованием информации о публикуемых вакансиях, находите новые пути и способы поиска скрытых вакансий: уже существующих (кого-то переместили, повысили и т.д.); вот-вот готовых появиться в результате отставки кого-либо или расширения компании; или создающихся в данный момент, так как ваш подход убеждает нанимателя, что есть проблема, требующая решения.

К способам активного поиска работы относятся:

1. Обращение в кадровые агентства. При обращении в подобные агентства следует предварительно выяснить следующие моменты:

  • Какой репутацией пользуется данное агентство?
  • Какие обязательства принимает на себя агентство при взаимодействии с лицами, ищущими работу?
  • Какие обязательства, включая оплату за оказываемые услуги, возлагаются на человека, обратившегося в агентство?
  • Какие санкции налагаются при неисполнении принятых обязательств?
  • В какой форме фиксируются взаимные обязательства и права сторон?

2. Привлечение друзей, родственников, знакомых и т.д. для поиска вариантов занятости.

3. Просмотр периодической печати с объявлениями о вакансиях; регулярное знакомство с информацией о вакансиях в СМИ, различных информационных стендах.

4. Интернет. Хороший ресурс для поиска работы. Здесь можно знакомиться с вновь появляющимися вакансиями, а также поместить информацию о себе. Сайты для поиска работы в г. Туле и Тульской области:

www.superqob.ru;

rabota.mail.ru;

rabota.slando.ru;

www.qob.ru; www.hh.ru;

www.rabota.ru;

www. zarplata.ru

5. Поисковые звонки в организации, где могут быть использованы ваши профессиональные навыки и компетенции.

6. Подготовка и размещение собственного объявления о поиске работы.

Составление резюме

Резюме — визитная карточка соискателя. От того, насколько успешно оно составлено, зависит, согласится работодатель пригласить вас на собеседование или нет. Даже если в компании предлагается заполнить анкету, составленное резюме позволит сделать это быстрее.

Подход к составлению резюме индивидуален, но есть пункты, которые должно содержать любое резюме:

1. Персональная информация:

  • Фамилия, имя (если вы достаточно молоды, отчество можно не указывать).
  • Дата рождения.
  • Адрес (необязательно указывать номер дома и квартиры, достаточно назвать улицу).
  • Контактная информация (здесь вы можете указать телефоны, адрес электронной почты и др. контакты).

2. Цель (укажите, какую работу вы ищете).

3. Образование (учеба в школе не указывается): год поступления и окончания учебного заведения, точное название ВУЗа, факультета и специальности по диплому. Можно указать дополнительное образование — семинары, курсы, тренинги, если по профилю они совпадают с должностью, на которую вы претендуете.

4. Профессиональные навыки (перечислите умения и навыки, которые вы приобрели за время учебы или трудовой деятельности).

5. Опыт работы или профессиональный опыт (здесь можно указать, как опыт работы, так и практику): места работы указываются в обратном хронологическом порядке — период, название компании, профиль деятельности, занимаемая должность, описание ваших обязанностей, расположенных в порядке значимости.

6. Личностные качества (укажите 3-5 качеств, которые у вас есть и важны при выполнении будущей трудовой деятельности).

Образец составления резюме

Резюме

Фамилия Имя Отчество. Личные сведения: дата рождения, семейное положение, телефон, адрес.

Цель: Определяя цель резюме, как «соискание вакансии» будьте осторожны с определением конкретных должностей, специальностей. Это может помешать неожиданным предложениям.

Профессиональные цели: Данная рубрика не является обязательной. Однако это может привлечь внимание, узнать к чему Вы стремитесь, поскольку работодатели предлагают вакансии с целью получения прибыли, повышения качества работы предприятия.

Образование: Образование можно указывать по степени значимости, с учётом той деятельности, на которую Вы претендуете сейчас. Составляя список учебных заведений, в которых Вы прошли обучение, не забывайте указывать квалификацию, специализацию, категорию, разряд.

Опыт работы: Это основная часть Вашего резюме. Описывая опыт работы, помните, что работодателя интересует не столько должность, которую вы занимали, сколько виды работ, должностные обязанности, которые Вы выполняли. Если опыт был значительным, укажите его продолжительность, например: 5 лет или 2007-2012 гг.

Профессиональная компетентность: Эта рубрика даёт возможность обобщить свои навыки, знания, опыт. Продемонстрировать свою разносторонность (знание иностранных языков, работа на персональном компьютере и т.д.). Кроме того, если Вы молоды и у Вас нет практического опыта, это удачный вариант замены рубрики «опыт работы».

Дополнительная информация: Отражает Ваши увлечения, интересы вне работы, занятия спортом, хобби, личностные качества, стиль работы.

Личное заявление кандидата на вакантную должность о приеме на работу пишется обычно от руки в произвольной форме. Распространена практика использования для заявлений трафаретной формы.

В заявлении указывается адресат, автор, наименование документа, дата, текст, подпись. На заявлении обычно оформляется виза руководителя структурного подразделения и руководителя кадровой службы, после чего оно передается руководителю организации для оформления резолюции.

Ценные правила устройства на работу

  1. Позаботьтесь о своем внешнем виде.
  2. Исключите кричащие цвета, яркие и массивные украшения… Голова причесана, длинные волосы собраны. Не злоупотребляйте косметикой и парфюмом.
  3. Недопустимо опаздывать. На собеседование следует приходить одному. С собой вы должны иметь необходимые документы: резюме, дипломы об образовании. Имейте при себе блокнот и ручку. Отключите или поставьте на беззвучный режим мобильный телефон. Не забудьте выплюнуть жевательную резинку!
  4. Заранее узнайте имя собеседника. Приветствие только «Добрый день!», причем в любое время суток. Далее «Разрешите войти?», представьтесь и улыбнитесь. Не садитесь на край стула – располагайтесь удобно, но следите за осанкой, руки не должны быть в «замке».
  5. Подождите, пока собеседник сам начнет разговор; на протяжении собеседования не берите инициативу на себя – это не вежливо. Не перебивайте собеседника, не старайтесь подавить его своими знаниями.
  6. Вопрос о зарплате не стоит задавать в начале беседы, лучше спросить в конце.
  7. Думайте над ответом недолго, но и не отвечайте впопыхах. Никогда не говорите, что у вас больше нет вопросов. Можно спросить о содержании будущей работы, о том, что ожидает фирма от кандидата на эту должность.

Адаптация на рабочем месте

Движение к успеху в какой-либо деятельности предполагает использование определенной эффективной стратегии организации своего поведения. Существует целый ряд важных особенностей, без учета которых достижение результата становится проблематичным.

Занимаясь поиском подходящего рабочего места, Вы, наверняка, выработали собственную стратегию поведения, при этом, приложив немало усилий, доказывая, что именно Вы являетесь тем незаменимым сотрудником, в котором нуждается работодатель. Казалось, надо успокоиться, и приступить к выполнению своих функциональных обязанностей. Но практика показывает, что в первые два-три месяца работы, пока идет освоение трудовых функций на новом рабочем месте, вхождение в коллектив, нужно тщательно продумывать свои действия и анализировать реальное поведение, чтобы минимизировать возможные ошибки, связанные с недостаточными знаниями особенностей той организации, в которой Вы начали работать.

Перечень документов, необходимых при устройстве на работу

  • Заявление;
  • Документ об образовании (основное, дополнительное, свидетельства, удостоверения);
  • Автобиография;
  • Резюме;
  • Копия паспорта;
  • ИНН (оформляется в налоговой инспекции по месту жительства);
  • ПСС (пенсионное страховое свидетельство оформляется по месту учебы, либо в пенсионном фонде);
  • Свидетельство о браке (если диплом выписан на другую фамилию);
  • Документы о воинской обязанности;
  • Фотографии 3х4 – 4 шт.

Образец оформления заявления о приеме на работу

Директору ОАО «Гарант» И.О.Иванову
Павловой Елены Ивановны, проживающей по адресу:
Солнечная ул., 36, г. Тула, 300001

Заявление

Прошу принять меня на должность менеджера по персоналу с 10.07.2012

Личная подпись

07.07.2012

 

Образец оформления заявления о переводе

Директору ОАО «Гарант» И.О.Иванову
менеджера по персоналу Павловой Е.И.

Заявление

Прошу перевести меня на должность начальника службы развития персонала с 10.12.2009

Личная подпись

07.12.2009