Сейчас уже никто не спорит, что любое высшее учебное заведение должно заниматься не только обра­зовательной, но и исследо­вательской деятельностью, самым активным образом вовлекая в нее учащихся. Но почему-то считается, что это относится лишь к государственным вузам и только к студентам дневной формы. В Высшей школе бизнеса, безопасности и управления с такой поста­новкой вопроса в корне не согласны. Чтобы стимули­ровать научную работу сту­дентов очно-заочной фор­мы обучения (вечерней), небюджетный вуз недавно организовал «круглый стол» под названием «Развитие исследовательской и ин­новационной деятельности института как гарантия ка­чества подготовки и трудо­устройства специалистов».

Как студентам, которые осваивают специальности менеджера и экономиста, определиться с направлени­ем исследований? Какими знаниями и навыками они обя­заны обладать, чтобы теорию превратить в коммерчески успешный продукт? Насколько широкие возможности есть у молодежи для создания малых инновационных предприятий на базе вуза? На эти и дру­гие вопросы гости ВШББУ и студенты первого и второго курсов искали ответы вместе.

— На мой взгляд, задача современного вуза — подгото­вить специалистов, способных поднять нашу промышлен­ность и сельское хозяйство, создать новые рабочие места, — отметил ректор ВШББУ, доктор технических наук, про­фессор, академик Российской академии естественных наук Валентин Допира. — Только вузы, дающие качественное образование, останутся на плаву. А это, в свою очередь, немыслимо без научной рабо­ты. Ну а для вас, студентов, участие в ней помогает лучше разобраться в деятельности топ-менеджеров, которая вам предстоит.

О том, на какую имен­но поддержку государства вправе рассчитывать юноши и девушки и как ее получить, рассказал один из гостей «круглого стола» — директор некоммерческого партнерства «Тульская региональная лига научно-технического и ин­новационного предпринима­тельства» Геннадий Климов. Он сообщил о двух програм­мах Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Судя по тому, как внимательно его слушали студенты, как часто делали пометки по ходу вы­ступления, информация их живо заинтересовала.

Программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (сокра­щенно «УМНИК») рассчитана на изобретателей в возрасте до 28 лет. В ходе научных кон­ференций в вузах представи­тели фонда выявляют лучшие разработки студентов и аспи­рантов. Победители получают грант в 200 тысяч рублей на проведение исследований, а также возможность создать опытный образец своей раз­работки в малом инновацион­ном предприятии.

Другая программа назы­вается «Старт». Представьте, сказал Климов, что вы разра­ботали уникальный прибор и готовы начать его серийное производство, но не можете найти инвестора, способного вложить деньги в ваше пред­приятие. Вот тогда на помощь и приходит государство. В те­чение трех лет оно вкладывает в ваш инновационный бизнес большие средства, однако требует, чтобы вы нашли и другие источники финанси­рования.

Прекрасно, сказали сту­денты, что государство раз­рабатывает подобные про­граммы, но где в них наше место? Мы не конструируем приборы, не синтезируем но­вые вещества… Ведь готовим­ся стать не инженерами или химиками, а экономистами и менеджерами.

Ответить молодежи взя­лась преподаватель вуза, кандидат технических наук Наталья Рыкова.

Посмотрите шире на вашу будущую сферу деятель­ности, — предложила она. — Есть талантливые ученые, ко­торые не знают, как взяться за дело, чтобы их разработку внедрили в производство. А вы — знаете. Вы умеете состав­лять бизнес-планы, понимае­те, как привлечь инвесторов, способны быстро принимать правильные решения. Когда речь идет о коммерциализа­ции любых инноваций, без эффективных менеджеров не обойтись.

Система обучения в Выс­шей школе бизнеса, безопас­ности и управления построена таким образом, что уже после первого курса студенты полу­чают дипломы специалистов бизнеса, которые дают воз­можность трудиться по про­фессии и набираться опыта параллельно с учебой в вузе, а не после ее завершения.

В некоторых западных странах есть специальные базы данных высококласс­ных экономистов, — про­должил тему преподаватель вуза Борис Жмурко. — Из их числа выбираются те, кому государство доверяет со­провождение инновационных проектов. Думаю, со време­нем такая база появится и у нас. Вы сами прекрасно по­нимаете, что претендовать на место в ней смогут лишь те, кто идет в ногу со временем и всегда находится в поиске новых идей.

Искать новые идеи в ВШББУ предлагают всем студентам. Как рассказала проректор по учебной рабо­те Ирина Панферова, в вузе стартовал конкурс инноваци­онных бизнес-проектов. Он будет проходить параллельно с аналогичным региональным мероприятием. Благодаря этому, рассчитывает руковод­ство Высшей школы бизнеса, безопасности и управления, студенты смогут принять уча­стие сразу в двух экономиче­ских состязаниях…

- Сегодняшняя встреча, на мой взгляд, удалась, — под­вел итоги «круглого стола» ректор ВШББУ Валентин До­пира. — Во-первых, мы суме­ли показать ребятам, как они могут приложить свои знания в сфере инновационных раз­работок. А во-вторых, пред­лагая участвовать в конкурсах, дали им хороший стимул для выхода на новый уровень.

Светлана САМАРЕНКО

Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ